Как успокоить капризы,
снять напряжение и агрессию у ребенка 1-3-х лет
-
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой. Дети с 1,5 до 3 лет с удовольствием переливают воду с одной емкости в другую; вылавливают мелкие предметы, игрушки из воды ситечком, шумовкой; любят наблюдать за тем, тонут или не тонут предметы.
-
Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например, жу-жу, бо-бо, и тому подобное. Когда у малыша появится желание кусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, объясните, что папу лил маму (и прочих в доме взрослых) бить нельзя (сказать честно и строго), а вот есть игрушка, к о т о р а я всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.
-
Хорошо успокаивает и снимает напряжение лепка из пластилина. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине, просто будьте рядом и учите соблюдать определенные правила лепки.
-
Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через нарпавленную игру: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дает положительные эмоции ребенку.
-
Релаксация, расслабление. После снятия напряжения (после подвижной игры) положите ребенка «поспать», «поплавать» и тому подобное – обеспечьте ему состояние покоя. Пусть даже это будет всего пару-тройку минут.
Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка контролировать свое поведение, а значит эмоциональное состояние.
-
Массаж. После игр, купания, перед сном делайте ребенку легкий игровой массаж спины, ручек, ножек, лица. Делайте то, что ребенку приятно, а следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после 1,5 лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж, например:
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый, из последнего вагона вдруг посыпался горох, пришли куры – поклевали, поклевали. Пришли утки – пощипали, пощипали. Пришел слон – потоптался. Пришла слониха – потопталась. Пришел слоненок – потоптался, потоптался. Пришел дворник – все подмел, поставил стол, поставил стул, начал писать письмо…».
То есть взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж (движения рукой, пальцами) на спине ребенка.
-
Рисование красками, а еще лучше пальчиками, что благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает, снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Лучше такие рисунки делать на большом листе или обоях. Для малыша очень увлекателен сам процесс рисования пальчиками, но не менее интересен и конечный результат, в процессе которого он получается.
Ранний возраст – особый период в жизни. По темпам развития мозга и нервной системы этому периоду нет равных. Поэтому, занимаясь со своим ребенком, родители играют огромную роль в дальнейшем его развитии. Важно не упустить этот период.
«Трудный ребенок»
Не правы родители, которые думают, что черты характера наследуются, говорят: « Ребенок такой уродился в отца, в мать, в бабушку…». Очень часто ребенок общими чертами похож на родителей, но не потому что он их получил в наследство, а в результате постоянного общения с ними, в силу подражательности. Ребенок верит, что папа и мама самые хорошие, самые справедливые, самые красивые, поэтому положительное и отрицательное всего уклада жизни в семье воспринимается ребенком, как образец для подражания. Пока он мал, многое кажется в его проявлениях незначительным, а сам малыш несмышленышем. Но время идет. То, что вчера казалось забавным и привлекательным – сегодня уже делается осмысленно и превратилось в отталкивающее. Дети не рождаются непослушными, такими они становятся под влиянием родителей, и тех условий, в которых находятся со дня рождения.
Вот пример семьи Феди. Феде еще нет года. Милое, бесконечно дорогое для родителей существо. Если малыш вдруг заплачет, то мама, папа, бабушка устремляются к нему, бросив все свои дела. Первые детские радости и огорчения. Нет, папа, мама, бабушка не хотят чем-либо огорчать малыша. «Дай!» - требует кроха и тянется к бабушкиным очкам. Дать? Но ведь может разбить, поломать? – но разве откажешь? Разве огорчишь? Малыш тянет со стола салфетку. И вот на полу груда осколков. Мама не хмурит брови, папа не говорит: «Нельзя!». Малыш хватает кошку за хвост, старается пальцем ткнуть ей в глаз. « Пусть забавляется, разве такой маленький может животному сделать больно?» - говорит мама. У Феденьки пропал аппетит. Все помыслы взрослых направлены на изобретение различных хитростей: один отвлекает игрушками, другой что-то обещает, третий целится в рот ложкой. Но мальчик: «Не хочу, чтобы бабушка кормила! Мама корми!» - мама с готовностью берет на себя кормление. Но новые капризы: «Невкусное!», «соленое!», «не та тарелка!», «горячо!» и т.п. Меняют тарелку, наливают несоленый суп, все разом дуют, чтобы остудить. С плачем, ребенок съедает немного и получает вознаграждение – шоколадку. « А мне?» - говорит бабушка. «А тебе ничего, это только Феденьке». « Это только мне», - гордо заявляет малыш. И вот мальчик идет в детский сад. « Что Федя умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Во что он играет? Убирает ли за собой игрушки?» - спрашивает воспитательница Анна Петровна. А мама: « Пожалуйста, Анна Петровна, вы уж не строго с ним. Мы старались не загружать его. Мал еще. Все у него впереди».
Да, действительно, у Феди все впереди. Но влияние близких ему людей оставило отпечаток на его мыслях, чувствах, поведении. Ведь черты характера закладываются в раннем детстве. И если с самого раннего детства не приучили понимать слово 2нелзя» как запрещение нежелательного действия, как сигнал, что этого делать не надо, то такие дети превращаются в «трудных». Родители приучают ребенка тормозить свои желания с самого раннего детства, а по мере взросления разъясняют, почему одно нельзя, а другое можно - это приводит к осознанию своих поступков.
Подготовила : воспитатель 2 мл.группы
Кирьянова Евгения Валерьевна |