Добро пожаловать! МБДОУ детский сад "Рябинка"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [39]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование песочной терапии в логопедической работе.

Использование песочной терапии в логопедической работе.

 

Всем нам хорошо знакомый пе­сок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами воз­иться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересы­пается с ладони на ладонь. Песок мо­жет быть таким разным: сухой и лег­кий или тяжелый и влажный, он с лег­костью способен принять любую фор­му. В то же время он такой непостоян­ный — фигурки из него способны рас­сыпаться в один миг. Все эти замеча­тельные свойства песка, дающие ши­рокий простор для творчества и фан­тазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком — это естествен­ная и доступная для каждого ребен­ка форма взаимодействия и преобра­зования мира.

то же происходит с ребенком, ког­да он играет в песок?

Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои пере­живания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помо­щью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок осво­бождается от напряжения. А самое главное — ребенок приобретает соб­ственный бесценный опыт символиче­ского разрешения множества жизнен­ных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо» (даже если глубинный смысл проигранного на пе­ске ребенком и не осознается). Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Наблюдения психологов показыва­ют также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут на­глядно показать родителям особенно­сти поведения и развития их детей. Ро­дители видят, что их ребенок становит­ся излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, — это может стать поводом для размышле­ния о собственной системе воспита­ния ребенка, обращения за помощью к специалистам.

Перенос традиционных педагогиче­ских занятий в песочницу дает боль­ший воспитательный и образователь­ный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливает­ся желание ребенка узнать что-то но­вое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствитель­ность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (па­мять, мышление, восприятие, внима­ние), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется раз­витие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует разви­тию сюжетно-ролевой игры и коммуни­кативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, спо­собен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особен­но востребовано в работе с «осо­быми» детьми.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у дру­гих затягивается, и тогда, чтобы спра­виться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме наруше­ния звукопроизношения ребенок мо­жет страдать и более глубокими ре­чевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заи­канием и т. д.

Сложность различных речевых на­рушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Не­которые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий наруше­нием речи ребенок может быть по­вышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В обще­нии со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными: они либо вообще стараются избегать об­щения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят мно­гого добиться, но не верят в собствен­ные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требует­ся помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим разви­тием речи, а также педагога-психолога, который помогает справиться с их вну­тренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с на­рушениями развития речи проявляют­ся еще и следующие симптомы: нару­шение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, со­путствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства рит­ма, сниженный уровень развития вер­бальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее фор­мирование словеснологического мыш­ления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Все это требует более тщательного под­бора методов логопедической и пси­хологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в раз­витии речи.

В системе традиционных и нетради­ционных методов коррекции все боль­ше места занимают специальные техники, одна из которых — песочная терапия (sand-play).

Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволило специалистам нашего дошкольного учреждения широко использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера,  конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

Затем в занятия включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторик рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее — холодное сухое — мокрое, твердое — мягкое гладкое — острое), кинестетические ощущения — во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеев; и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, по ставив ладонь на ребро;

- пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на ни свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными большими и, наконец, мизинчиками) Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы».

- «поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера.  При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мяг­кие движения вверх-вниз.

Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на по­верхности стола. Песочницу можно ис­пользовать для нахождения определен­ной буквы, изготовленной из пластмас­сы и закопанной среди прочих в пе­ске (вариация игры «Волшебный мешочек»), — предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабили­зирует эмоциональное состояние: воз­бужденные дети успокаиваются, стано­вятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушивать­ся к себе и проговаривать свои ощу­щения. А это в свою очередь способ­ствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонема­тического слуха:

- выбрать фигурки, в названиях ко­торых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях ко­торых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.

Затем задание можно конкретизи­ровать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] нахо­дятся в начале, середине, конце сло­ва. Если дети все выполняют правиль­но, они получают ключ в страну прин­цессы «Эс» или «Ша» и поселяют фи­гурки в этой стране, а сами становят­ся ее почетными гостями. Эта простая игра помогает нам решить немало ло­гопедических задач:

- закрепить навыки правильно­го произношения автоматизируемо­го звука;

- развить умение слышать и вычле­нять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Им нравится превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.

Слова на песке можно писать печат­ными и письменными буквами — сна­чала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, — это дает возможность ре­бенку ощущать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» ре­бенок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку Феи Ударе­ния и «волшебную палочку», он дотра­гивается до буквы палочкой и оставля­ет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осва­ивается с помощью игры «Построй сту­пеньки». На возвышенностях, сделан­ных из песка, располагаются домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, объяснив, по какому принципу они будут распо­лагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя окнами — двухсложные, с тре­мя — трехсложные.

Для развития навыка дифференци­ации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить за­бор или сетку). Участники команды бе­рут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены диффе­ренцируемые буквы). Потом дети ста­вят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флаж­ков и правильно определившая про­пущенные буквы.

Также детям нравится игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названиях которых есть за­данный звук, и построить город, ис­пользуя эти фигурки. Потом можно со­ставить устный рассказ об этом горо­де и его жителях.

Кроме того, в своей работе мы ис­пользуем дидактические игры и упраж­нения: «Маленькие волшебники — мы создаем мир», «Победитель злости», «Песочный детский сад» и многие дру­гие. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружаю­щем его мире живой и неживой при­роды, о рукотворном мире человека, стабилизируют эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно дей­ствовать, достигать цели, через экспе­риментальную деятельность развивают мыслительную активность, сообрази­тельность, умение сравнивать, выдви­гать гипотезы и делать выводы.

Опыт работы показал, что исполь­зование песочной терапии дает поло­жительные результаты:

- удается наладить эмоциональ­ное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального бла­гополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстро­ить индивидуальную траекторию раз­вития ребенка;

- оказывается положительное влия­ние на развитие речи, мышления, по­знавательных процессов и творческих способностей детей;

- песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удив­ление), снижает негативные проявле­ния (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

- песочная игротерапия совершен­ствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмо­ции в безобидной форме;

- но самое важное — ребенок по­лучает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с ро­дителями.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут ис­пользовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Строя картины из песка, придумывая различные исто­рии, взрослые в наиболее органич­ной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знако­мят с событиями и законами окружа­ющего мира.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: заведующий (13.12.2015)
Просмотров: 930 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • 620254 Сургутский район, с.п Локосово, ул.Советская д.26/1© 2015
    Конструктор сайтовuCoz