Добро пожаловать! МБДОУ детский сад "Рябинка"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [39]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Адаптация в детском саду

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Адаптационный период ребенка

в детском саду»

 

Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери. Необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой потенциал. Самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в детское образовательное учреждение.

Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга, поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее:

 

1. Решение о посещении детского сада принимается семьей примерно за год до момента приема ребенка в детский сад. Именно столько времени необходимо, чтобы родители узнали о детском саде, куда планируют отдать ребенка и у ребенка сформировать важные навыки необходимые для того, чтобы влиться в детский коллектив.

 

2. Создать благоприятную среду, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад. Для этого надо:

  • Систематически рассказывать, беседовать о детском садике.

  • Подчеркивать всякий раз, что он стал большим и помогать ребенку стать большим (большие дети ходят в детский сад, где много детей и игрушек).

  • Беседовать с ребенком – чем отличается большой ребенок от маленького: большой ребенок должен держать ложку, самостоятельно или с минимальной помощью взрослого кушать, пить из чашки, проситься и садится на горшок, узнавать и приносить одежду, выполнять самые простые действия с предметами и игрушками, произносить или показывать то, что ему необходимо.

  • Учить дома ребенка играть одному или в небольшой группе детей.

     

    3. Больше всех в семье тревожится и переживает отрыв ребенка от семьи мама, а ребенок, имея с матерью тесную генетическую связь, тонко чувствует состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на кратковременное расставание с малышом и представлять себе не «страшные картинки», а самые «радужные» картинки адаптации своего малыша, если она систематически приучает ребенка выполнять элементарные самостоятельные навыки.

     

    Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, долгие страдания ребенка, после того как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи т. п. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду, кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба, и у каждого ребенка свой врожденный иммунитет. Иммунитет ребенка – это основа его здоровья, а понятие здоровье включает в себя три компонента – физическое, психическое и социальное начало, если в каком-то из трех компонентов есть проблемы – полного благополучия в детском саду у ребенка не будет. Ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей ситуации, его иммунитет ослабевает и включается психологические факторы заболеваний в период адаптации:

     

    1. Ребенок заболевает, чтобы остаться дома и не ходить в детский сад.

    2. Если родители чувствуют себя виноватыми в том, что отдали кроху в детский сад, то непроизвольно провоцируют ребенка заболеть и перенести вину с себя на работников детского сада.

    Тип заболевания может частично проинформировать родителей о причине болезни:

  • уши могут символизировать нежелание слушать;

  • горло – говорить;

  • больной нос – выделение накопленного раздражения;

  • больной живот связан с внутренним страхом;

  • голова с внутренним конфликтом;

  • ноги – нежелание куда-то идти;

  • дыхание – удушающая атмосфера;

  • болезни почек могут быть связаны с удержанием раздражения внутри, неумением его выразить.

     

    Есть дети, их около 30% от количества детей в группе, которые стабильно и систематически посещают детский сад и в период адаптации и впоследствии – это дети из разных категорий семей.

  • Категория – это дети из многодетных семей и семей, где сами родители по своему характеру и складу жизни – люди компанейские, дружелюбные, общительные, поэтому ребенок с первых дней легко адаптируется к новым малознакомым людям, не видит в чужих взрослых угрозы для своей безопасности, знает, как общаться с взрослыми и очень спокойно идет на контакт с ними. Эти же дети легко входят в контакт с другими детьми и владеют навыками ситуативно – делового общения.

  • Категория – это дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть и с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью к взрослому, любят вместе с ним играть, например, собирать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, который умеет играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.

  • Категория – это девочки. От природы они более общительные, чем мальчики. Чуть раньше психологически и физически развиваются, имеют, как правило, более развитый словарный запас и более развитые навыки самообслуживания, поэтому девочки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными.

  • Категория детей это могут быть, как девочки, так и мальчики, у которых нарушена или очень слабая эмоциональная связь с мамой. Поэтому они как бы равнодушно, на одной ноте проходят этот период, чаще всего без осложнений.

  • Категория детей – чаще по темпераменту сангвиники или холерики. В силу своей природной активности и любознательности с удовольствием идут на контакт и легко адаптируются к условиям детского сада.

  • Категория – самая малочисленная – это «морозоустойчивые» от рождения дети, ребенок спокойно реагирует на все новое.

  • Категория, мамы этих детей занимаются профилактикой, и время от времени дают ребенку отдохнуть от детского сада.

  • Категория детей – это копия своих родителей, у эмоционально спокойной мамы, ребенок чувствует себя комфортно и спокойно в любой ситуации.

     

     

    Причины дезадаптации ребенка в детском саду

     

    Самая распространенная причина – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми.   

    Несогласованность воспитательных воздействий различными членами семьи, их непоследовательность в требованиях также является проявлением низкого педагогического потенциала.  

     

    Результатом такой позиции будет:

  • эмоциональное напряжение ребенка;

  • низкая самооценка;

  • агрессивное поведение;

  • непослушание и другие поведенческие нарушения.

     

    Причиной дезадаптации ребенка может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения:

     

  • не идут на контакт с воспитателями;

  • не участвуют в жизни группы и детского сада;

  • не предоставляют информацию о своей семье.

     

    Такие родители перекладывают ответственность за воспитание и поведение ребенка на детский сад, в результате чего растет их недовольство, возникают конфликты, что вызывает напряженность и тревогу у ребенка.

    Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся. Таким образом, у ребенка формируется понятие – «я плохой», со всеми вытекающими последствиями:

  • < >

    низкая самооценка;

  • < >< >

     

    Проверьте готовность ребенка к посещению детского сада можно самостоятельно, для этого следует ответить на ряд вопросов.

  • Какое общение у ребенка – эмоциональное или предметное?

  • Как ведет себя ребенок при расставании и при встрече с мамой и другими близкими родственниками?

  • Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка? (простые манипуляции или игровые умения)

  • Нужна ли ребенку ваша помощь в игре?

  • Каким образом он выражает потребность в сотрудничестиве с вами?

  • Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения? (убрать, принести.помочь)

  • Как реагирует малыш на появление незнакомого взрослого: подходит ли, если взрослый его подзывает, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?

  • Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми

  • Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?

  • Владеет ли навыками самообслуживания?

     

    Если ваш малыш:

  • Любит играть один и вместе с вам.

  • Спокойно переносит разлуку.

  • Может занять себя каким либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости.

  • Охотно выполняет ваши просьбы, и умеет совершать простые действия по самообслуживанию.

  • Охотно идет на контакт с незнакомыми людьми.

  • Активный и доброжелательный по отношению к сверстникам.

    То ваш ребенок готов к изменениям в своей жизни – его смело можно отдавать в детский сад.

     

    Рекомендации родителям при подготовке ребенка

     к детскому саду.

     

    1. Отрабатывать в семье гигиенические навыки, приучать ребенка:

  • мыть руки, лицо;

  • полоскать полость рта;

  • самостоятельно или с минимальной помощью кушать;

  • надевать носки, трусы, колготки, кофты;

  • аккуратно складывать одежду;

  • проситься на горшок и т.д.

    2. Перейти от эмоциональной формы общения к сотрудничеству. Много вместе играть в разные игры: учить возить машинки, строить из конструктора, собирать матрешки, мозаики, играть с игрушками – вкладышами, обучать ребенка игре с игрушками, например: угости мишку чаем, угости волка печеньем, брать сюжеты из вашей реальной жизни: купание, одевание, прогулка, магазин и т.д. Ваша задача научить ребенка конкретным навыкам игры, если у него будут конкретные игровые навыки, то появится желание и возможность сначала взаимодействовать со взрослыми, а потом с детьми.

    3. Постоянно закрепляйте сформированный навык. То есть играйте в системе, а затем предлагайте ребенку поиграть без вас, а вы можете комментировать действия ребенка, периодически кратковременно принимать участие в этих играх, и поощрять умение и желание ребенка играть самостоятельно.

    4. Приглашайте к себе в гости детей и играйте вместе с ними, ходите в гости с ребенком в семьи, где есть дети. Оставляйте ребенка у родственников сначала на часок – другой, потом на более длительное время.

     

    Период адаптации ребенка к условиям детского сада тесно связан с решением семьей ряда задач, и если семья не способна самостоятельно решить возможные трудности, то это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Помните об этом!

     

     

Категория: Мои статьи | Добавил: заведующий (19.05.2015)
Просмотров: 467 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • 620254 Сургутский район, с.п Локосово, ул.Советская д.26/1© 2015
    Конструктор сайтовuCoz