Осторожно! Рядом дети ...
Сегодня еще нет доказательств, однако есть большая вероятность того, что дети способны воспринимать услышанную информацию и «записывать ее на подкорку» с первого дня жизни. Верить в это или нет — личное дело каждого человека.
Но если вам небезразлично психическое здоровье и состояние нервной системы вашего малыша, лучше все-таки не рисковать и задумываться, что можно обсуждать в его присутствии, а что — не желательно. Ведь результаты неуместных бесед могут быть самыми неожиданными.
В чем конкретно вред и польза разговоров при детях мне помогла разобраться психолог, директор детского психологического центра «Образование в развитии» Екатерина Владимировна Каширская.
Не требуйте от малыша невозможного
Список «запретных» разговоров в присутствии ребенка возглавляют споры и темы, касающиеся его воспитания, обучения и наших родительских ожиданий, связанных с любимым чадом. Некоторые мамы и папы планируют жизнь крохи с пеленок и на много лет: в школе с каким уклоном он будет учиться, в какие секции ходить, сколько языков изучать и т.д. Понятно, что все родители мечтают о талантливых детях, но взрослые не могут заранее знать, в какой именно области их чадо добьется успеха. А значит и разговоры об этом ни в коем случае не должны вестись в присутствии малыша.
Распространенная ситуация: вы видите в своей дочери олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике, а малышка имеет прекрасные вокальные данные. Ваши увещевания о том, как замечательно она будет выглядеть в красивом купальнике с мячом или обручем, какие места занимать, как все ею будут гордиться, цели, скорее всего, не достигнут, зато навсегда останутся у девочки в подсознании. Повинуясь воле родителей, ребенок будет заниматься неинтересным для него делом, не добиваться тешащих родительские амбиции результатов и все чаще думать о том, что он не оправдал ожиданий мамы и папы. А это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на формировании личности.
То же самое касается вопросов обучения. Не рекомендуется обсуждать при ребенке, чему должен научить его дошкольный репетитор, каких результатов от него ждут, и с какими знаниями и умениями ему следует пойти в школу. Никому не дано предсказать, как именно пойдет процесс обучения, а малыш уже предъявляет к себе завышенные требования. И если у него вдруг что-то не получится, кроха не сможет этого понять и смириться, поскольку с младенчества его готовили к другому.
Дошкольный возраст — самый важный
Результатом завышенных требований и порой нереальных ожиданий родителей становится эмоциональная неуверенность детей и неумение в дальнейшем адекватно оценивать свои результаты. Таким детям трудно учиться в школе, потому что они не способны правильно реагировать на свои успехи и неудачи, как в обучении, так и в общении с одноклассниками. Одни принимают ошибки очень близко к сердцу и расстраиваются, другие, наоборот, к важным вещам относятся безразлично. Как правило, именно с такими малышами приходится ежедневно сталкиваться Екатерине Владимировне и другим психологам Центра «Образование в развитии». Как опытные специалисты, они знают, что дошкольный возраст — самый важный в формировании различных стереотипов, а посему советуют мамам и папам уважать младших членов семьи и задумываться над тем, к чему могут привести неосторожные фразы, сказанные в их присутствии.
Что такое хорошо и что такое плохо
Родителям важно сформировать у ребенка понимание того, что хорошо, а что плохо. Иначе это сделает кто-то другой. Причем совсем необязательно «информация извне» совпадет с вашими представлениями о добре и зле. Поэтому посредством сказок, примеров из жизни помогите ребенку понять простые истины: такое-то недостойное поведение привело к таким-то результатам и наоборот, такие-то человеческие добродетели были вознаграждены таким-то образом.
В этой связи возникает резонный вопрос: коль не избежать примеров из жизни, как быть с темой обсуждения при детях других членов семьи, друзей и коллег по работе. Хотелось бы действовать по принципу «не судите, да не судимы будете», однако так получается далеко не всегда. Однозначный совет — вести ли такие разговоры при малышах — дать нельзя. Все зависит от формы ваших высказываний и от того, насколько часто в семье принято обсуждать окружающих. Если вы замечаете за собой такой «грешок», постарайтесь оградить ребенка от подобных разговоров. Когда кроха постоянно слышит, что все вокруг плохие, а хорошие только гордые «мы», велика вероятность, что он будет испытывать значительные трудности в общении с друзьями, педагогами, да и вообще с окружающим миром.
Нужно объяснять малышу происходящее, приводить примеры, но не возвышать его безосновательно над другими и, конечно же, не занижать. В житейских рассказах не ограничивайтесь лишь светлыми сторонами жизни, иногда ребенку полезно знать, что в действительности все не так радужно. Однако семейные проблемы необходимо обсуждать только в позитивном ключе — малышу крайне важно осознавать, что родительский дом всегда будет для него островком безопасности.
Совсем необязательно скрывать от ребенка, что папу уволили с работы. Но преподнести эту новость нужно так, чтобы у сына или дочери не создалось впечатление, что все безнадежно. Ребенок должен быть уверен в наличии нескольких вариантов выхода из сложившейся ситуации. И здесь все зависит от устойчивости психики родителей. Если не суметь скрыть своего отчаяния, тревоги, это состояние передастся и крохе, в результате чего у него разовьется множество реакций — тревожность, беспокойство, капризы, истерики.
Детей можно и даже нужно учить эмоциональным реакциям. Они необходимы для нормального развития психики ребенка. Если случилась беда, и мама не может сдержать слез, не стоит скрывать их от малыша. Он должен понимать, чем они вызваны. При этом ребенок не должен оказаться в изоляции, один на один с тревогой, передавшейся ему от мамы.
Родители должны быть заодно
У маленького человечка не должно быть сомнений в том, что у мамы и папы одинаковые взгляды на его воспитание. Иными словами, малышу нужна уверенность, что родители всегда заодно. Допустим, ребенок ложится спать в 9 часов вечера, но настаивает на этом один из вас. Другой же считает правильным укладывать кроху на час раньше. Безусловно, у молодых родителей могут быть разные точки зрения на т или иные моменты воспитания, но ребенок не должен об этом догадываться. Таким образом, если в вопросах, касающихся воспитания малыша, существуют разногласия, искать компромисс нужно в отсутствии ребенка.
Этика разговоров при детях
У большинства детей есть абсолютно безобидная, на их взгляд, склонность к подслушиванию разговоров, особенно взрослых. Малышей влекут тайны, а шепот родителей только подогревает интерес. Конечно, ребенку любопытно, что от него могут скрывать. Но если дети еще не способны понять, какой вред они наносят себе таким поведением, как развивающейся личности, то об этом должны знать родители. Не понимая толком, о чем шепчутся за дверью, из случайно услышанных обрывков фраз у ребенка может сложиться целая картина, нафантазированная им самим, причем ни одна. И абсолютно неизвестно, каким образом каждая из них повлияет на его дальнейшее психическое развитие. Нередко результат — всевозможные комплексы и неврозы.
Как уже было сказано выше, родителям следует уважать своего малыша, как любого взрослого человека. Всем известно, что беседовать в присутствии третьего лица, но без его участия, дурной тон. То же самое справедливо и по отношению к детям. Не рекомендуется говорить при ребенке, если сам он не включен в ситуацию разговора. Малыш обязательно прочувствует на себе это неуважение.
Итак, самый большой вред, который могут причинить некорректные разговоры при детях, — формирование у малышей неправильного эмоционально-личностного отношения к себе и к своим действиям. У взрослых людей это проявляется в неадекватной самооценке (безосновательном возвышении себя над другими или наоборот) и неправильной реакции на собственные поступки. Для предупреждения подобных явлений в будущем у своих детей взрослым следует попытаться еще в дошкольном возрасте воспитать у малышей позитивный взгляд на жизнь.
|